Стратегий успешного старта сегодня как никогда много. Издательства активно ищут новые имена — наблюдают за выпускниками литературных школ, присматриваются к форумам и совещаниям молодых писателей. Но так ли необходимо «быть в среде», чтобы заинтересовать издателей? На этот вопрос ректор Литинститута писатель Алексей Варламов предложил ответить
Веронике Дмитриевой, ведущему редактору «Редакции Елены Шубиной».
— За все 9 лет, что я работаю, в печать приняли только две рукописи из самотека, — рассказала Дмитриева. — При этом перед новым годом на наш адрес приходит около тысячи произведений. Основные каналы поиска — это все-таки рекомендации известных авторов, длинные списки премий и толстые журналы.
Прозаик
Надя Алексеева, автор романа «Полунощница», судя по всему, не могла остаться незамеченной: после публикации в «Новом мире» она стала финалисткой «Лицея» и «Большой книги», вошла в длинные списки «Ясной Поляны» и премии Искандера. Но если с конкурсами все относительно понятно — «главное успеть до дедлайна», то «Новый мир», как известно, не заточен на работу с молодыми авторами, напечататься там непросто.
— «Полунощницу» в журнал рекомендовала Ольга Славникова, у которой я училась, — честно призналась Алексеева. — Но первые мои рассказы прошли незамеченными. Думаю, каждому молодому автору надо пережить год забвения прежде, чем что-то начнет получаться.
Размышляя, как помочь молодым писателям, нужно сперва понять, какие проблемы стоят перед ними, убежден президент казахстанского ПЕН-клуба Бигельды Габдуллин:
— Во-первый, самодисциплина: нелегко сесть за рукопись после рабочего дня. Во-вторых — вопиющее незнание жизни: большая литература требует больших идей и духовных озарений. Я бы советовал молодым не цепляться за сюжеты, не ждать вдохновения и каждый день работать. Ну и, конечно, больше читайте, изучайте философию и теорию литературы, учите языки и сами переводите свои книги.
Прозаик Михалис Албатис посетовал на отсутствие возможности получить писательское образование в Греции: «Существуют консерватории, театральные и художественные вузы, но если ты хочешь заниматься литературным творчеством — справляйся, пожалуйста, сам».
По словам Албатиса, в Греции, как и в России, часто можно услышать, что Толстой и Достоевский не кончали никаких писательских школ: «У нас говорят так: нужно просто иметь талант. И это правда. Но как собрать урожай, не засеяв поле? Писательские школы — это ведь не только образование, это брожение молодых умов, яркие идеи, хаос и космос, атмосфера дружбы, конкуренции, эксперимента».
— Вы буквально описали Литинститут имени Горького, где я имею честь работать уже более 10 лет, — заметил Варламов.
Завершая дискуссию, главред китайского литературного журнала «Октябрь» Чен Дунцзе рассказал, как в Поднебесной поддерживают молодых авторов:
— Писательские союзы проводят семинары и конкурсы. В вузах можно прослушать открытый курс лекций от известного писателя или ученого. Но главную роль в процессе становления дебютантов играют литературные журналы. Именно они открывают новые имена и выдвигают авторов на руководящие посты и крупные премии. Нобелевский лауреат Мо Янь, например, дебютировал в «Октябре».